Использование нетрадиционной техники рисования в работе
с детьми дошкольного возраста
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки мятую бумагу или листик березы). Происходит развитие наглядно-образного, и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать?) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, пальцы.
В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей. Формированию психофизиологической основы речи способствует и совместная деятельность детей и педагога. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально- положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, мы корректируем его эмоционально- волевую сферу, что также положительно оказывается на динамике речевого развития. Кроме того, совместная деятельность, увлеченность общим делом способствует речевому развитию ребенка и через межличностное взаимодействие. На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник решаются и частные задачи развития речи. Так, создавая изображение с помощью выдувания красок («рисование мыльными пузырями», техника «кляксография»), дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, тем самым осуществляется дыхательная гимнастика. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и так далее.
Т.о., использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми может способствовать преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности); по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.
Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы все условия, которые используются в полной мере. Такие условия, как:
• широкий подход к решению проблемы;
• проявление творчества в художественной деятельности;
• атмосфера творчества;
- единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребёнка и взаимодействия между ними;
• комплексное и системное использование методов и приёмов;
• бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;
• овладение детьми способами изображения;
• индивидуальный подход к каждому ребёнку;
• использование нетрадиционных способов и приёмов изображения;
Рекомендуемые техники нетрадиционного рисования с детьми д.в.:
-рисование пальчиками;
-рисование ватными палочками;
-тычок жесткой полусухой кистью;
-рисование ладошками и из ладошек;
-рисование печатками и различными предметами;
-рисование восковыми мелками и свечой;
-печать по трафарету;
-набрызг;
-рисование мятой бумагой;
-рисование пластилином;
-аппликация из бумажных шариков;
-рисование сыпучим материалом (песок, манка, скорлупа и т.д.);
-кляксография с трубочкой;
-коллаж (смешение техник).
Техника в искусстве – это совокупность способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение.
Карандаш– графитный стержень в оправе, используется для проведения линий различной толщины, применяется для тушевки и штриховки.
Уголь – прессованный уголь, хорошо применяем для первоначальных набросков. Его основное свойство – бархатистость.
Пастель – мягкие цветные карандаши. Может использоваться в соединении с карандашами, иногда с акварелью, она создает основной тон. Возможно использование мокрым способом.
Восковые мелки – легко ложатся на шероховатую бумагу, дают мягкие очертания. Фон, выполненный мелками, делает рисунок выразительным.
Акварель – водяные краски. Основное свойство – прозрачность, это необходимо учитывать при наложении одного цвета на другой.
Гуашь – непрозрачные акварельные краски. Гуашь обладает хорошим кроющим свойством.
Полезно иногда давать детям не белую, а тонированную бумагу.
«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». /В.А.Сухомлинский/
Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим настоящее. В этом смысле все, что окружает нас, кроме мира природы, является продуктом человеческого воображения и творчества.