Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Школьная тревожность

Дата: 19 декабря 2019 в 11:13

Школьная тревожность

<font face="Times New Roman" size="4">«Школьная тревожность: виды, причины, приемы снижения»</font>

<font face="Times New Roman" size="4"> </font>

<font face="Times New Roman"><font size="4">   Тревога - переживание, возникающее при угрозе человеку как социальному субъекту, когда опасности подвергаются его ценности, представления о себе, положение в обществе.</font></font>

<font face="Times New Roman" size="4">   Тревога характеризуется ощущением внутреннего напряжения. Она связана с активацией вегетативной нервной системы и проявляется у человека в ситуации неопределенности и ожидания с непрогнозируемым исходом.</font>

<font face="Times New Roman" size="4">   Подвергаются опасности представление о себе и положение в обществе. В данной ситуации резонно вспомнить (обратиться) "формулу ученического счастья". Ее выведение основывается на утверждении того, что любое поведение учеников подчинено общей цели – чувствовать себя, принадлежащим к школьной жизни. Поэтому ученическое счастье может складываться из трех составляющих (психолог на доске записывает):</font>

<font face="Times New Roman" size="4">   ощущать свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальная состоятельность)</font>

<font face="Times New Roman" size="4">   строить и поддерживать приемлемые отношения с учителями и одноклассниками (коммуникативная состоятельность)</font>

<font face="Times New Roman" size="4">   вносить свой вклад в жизнь класса и школы (состоятельность в деятельности)</font>

<font face="Times New Roman" size="4">   Ученики пытаются достичь "счастья" всеми способами. А если им этого не удается, у них может возникать тревога. При чем если количество тревожных ситуаций велико и постоянно состояние ситуативной тревоги может перейти/ трансформироваться в личностное качество тревожность.</font>

<font face="Times New Roman" size="4">  Тревожность – это беспричинный, немотивированный страх. При повышенном уровне личностной тревожности преобладают пессимистические установки: ожидания неудач, неприятностей, неуспеха. Обычно при высокой тревожности блокируется активность. Ребенок действует по принципу: чтобы избегать неприятностей лучше ничего не делать. Снижение активности может приводить к торможению развития ребёнка . Если активность не снижется, то на базе повышенной тревожности развивается невроз или формируется психологическая защита «Я» , искажаются самовосприятие и самооценка. Тревожность может расти вследствие неуспехов в школе, неблагоприятной обстановки в семье, проблем  в общении с одноклассниками и учителями, повышенной чувствительности и впечатлительности ребёнка.</font>

<font face="Times New Roman" size="4">   Тревожные дети нуждаются в психологической поддержке, внимательном отношении, помощи. С ними недопустимы резкость, авторитарные методы общения</font>

<font face="Times New Roman" size="4"> </font>

<font face="Times New Roman" size="4">   Школьная тревожность – это широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Школьная тревожность – это специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуаций – ситуаций взаимодействия ребенка с различными компонентами школьной образовательной среды:</font>

<font face="Times New Roman" size="4">  - физическое пространство школы;</font>

<font face="Times New Roman" size="4">  - человеческие факторы, образующие социальную подсистему школы  «ученик – учитель – администрация - родители»;</font>

<font face="Times New Roman" size="4">  - программа обучения</font>

<font face="Times New Roman" size="4"> </font>

<font face="Times New Roman" size="4">   Актуальность темы заключается в том, что:</font>

<font face="Times New Roman"><font size="4">Во-первых,школьная тревожность выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка (в начальной школе, основным показателем);</font></font>

<font face="Times New Roman"><font size="4">Во-вторых, школьная тревожность отрицательно влияет на все сферы жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психического благополучия;</font></font>

<font face="Times New Roman"><font size="4">В-третьих, длительное нахождение в состоянии тревоги способствует закреплению соответствующих черт характера (акцентуации).</font></font>

<font face="Times New Roman" size="4"> </font><font face="Times New Roman" size="4">   Повторимся, Школьная тревожность – это специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуаций – ситуаций взаимодействия ребенка с различными компонентами школьной образовательной среды:</font>

<font face="Times New Roman" size="4">  - физическое пространство школы;</font>

<font face="Times New Roman" size="4">  - человеческие факторы, образующие социальную подсистему школы  «ученик – учитель – администрация - родители»;</font>

<font face="Times New Roman" size="4">  - программа обучения</font>

<font face="Times New Roman" size="4"> </font><font face="Times New Roman" size="4">   Дизайн школьного помещения как компонент образовательной среды является наименьшим стрессогенным фактором, хотя отдельные исследования показывают, что причиной возникновения школьной тревожности в некоторых случаях могут стать те или иные школьные помещения (темный длинный коридор, раздевалка, туалет и др.)</font>

<font face="Times New Roman" size="4">   Наиболее типично возникновение школьной тревожности под воздействием социально-психологических факторов или факторов образовательных программ:</font>

<font face="Times New Roman" size="4"> - учебные нагрузки</font>

<font face="Times New Roman" size="4">   Исследования психологов показывают, что после 6 недель активных занятий у детей (прежде всего, младших школьников и подростков) резко снижается уровень работоспособности и возрастает уровень тревожности. Восстановление оптимального для учебной деятельности состояния требует как минимум недельного перерыва. Этому правилу, как показывает практика, не удовлетворяют по меньшей мере три учебных четверти из четырех.</font>

<font face="Times New Roman" size="4">   Для полноценного отдыха и восстановления сил ребенку необходим как минимум один полноценный выходной в неделю, когда он может не возвращаться к выполнению домашних заданий и других школьных дел. Установлено, что учащиеся, получающие домашние задания на выходные, характеризуются более высоким уровнем тревожности, чем их сверстники, имеющие возможность полностью посвятить воскресенье отдыху.</font>

<font face="Times New Roman" size="4"> - неспособность учащегося справиться со школьной программой</font>

<font face="Times New Roman" size="4">   Выбор учебной программы, не соответствующей уровню развития психических функций (мышления, память, внимание, речь), состоянию здоровья ребенка, имеющимся знаниям-умениям-навыкам способствует увеличению тревожности. При этом чем сложнее программа (и соответственно выше требования к способностям ребенка), тем ярче дезорганизующее влияние тревожности.</font>

<font face="Times New Roman" size="4">Неадекватные ожидания со стороны родителей</font>

<font face="Times New Roman" size="4">    Чем более родители ориентированы на достижение ребёнкм высоких учебных результатов, тем более выражена у ребёнка тревожность.</font>

<font face="Times New Roman" size="4">Неблагоприятные отношения с педагогами</font>

<font face="Times New Roman" size="4">    Наиболее высокий уровень школьной тревожности демонстрируют дети из классов, где педагогический стиль учителя характеризуется одинаково высокой требовательностью и к «сильным», и к «слабым» ученикам, нетерпимостью к нарушениям дисциплины, склонностью переходить от обсуждения конкретных ошибок к оценкам личности учащегося. Также формированию тревожности могут способствовать завышенные требования педагога, не соответствующие возрастным возможностям детей. </font>

<font face="Times New Roman" size="4">    Однако стоит заметить, что бестактность педагога оказывается наиболее губительной для тех детей, которые уже имеют тревожность или находятся в состоянии «тре­вожной готовности», то есть чувствуют себя беспо­мощными, не имеющими защиты, возможностей сопро­тивления.</font>

<font face="Times New Roman" size="4"> - смена школьного коллектива и/или непринятие детским коллективом</font>

<font face="Times New Roman" size="4">    Тревожные школьники значительно чаще, чем их эмоционально благополучные сверстники, оценивают группу сверстников как ненадежную, доминантную, от­вергающую. Основными переживаниями тревожных подростков и юношей, связанными с общением со свер­стниками, являются тревога и зависимость. Поэтому ситуация установления новых взаимосвязей может выступать для таких детей мощным стрессогенным фактором усиливающим тревожность и, как следствие, снижающим эффективность их деятельности (как учебной, так и в плане общения, поведения).</font>

<font face="Times New Roman" size="4">Динамика школьной тревожности</font>

<font face="Times New Roman" size="4">    Поскольку тревога является неотъемлемым элементом адаптационного процесса, больше всего беспокойств по поводу школьной жизни испытывают первоклассники,для которых посещение школы представляет собой принципиально новую форму организации жизни. При этом школьная тревожность первоклассника «персонифицирована» в фигурах родителей: его опасения сконцентрированы вокруг нежелания огорчить близких людей. Как правило, после завершения адаптационного периода (от одного месяца до полугода)уровень тревожности у большинства детей нормализуется.</font>

<font face="Times New Roman"><font size="4">    Ко второму-третьему классу тревожность в целом ниже, чем в первый год обучения. В то же время, личностное развитие приводит к тому, что расширяется спектр причин школьной тревожности:</font></font>

  • <font face="Times New Roman" size="4">школьные неприятности (двойки, замечания, наказания);</font>
  • <font face="Times New Roman" size="4">домашние неприятности (переживания родителей, наказания);</font>
  • <font face="Times New Roman" size="4">боязнь физического насилия (старшеклассники могут толкнуть, отобрать деньги);</font>
  • <font face="Times New Roman" size="4">неблагоприятные отношения со сверстниками (дразнят, смеются)</font>

<font face="Times New Roman"><font size="4">    Конец 4 класса и 5 классявляются нестабильным периодом в школьной жизни, который сопровождается изменением системы школьных требований и, соответственно, ведет к повышению уровня школьной тревожности.</font></font>

<font face="Times New Roman"><font size="4">    Начиная с подросткового возраста, тревожность по отношению к школьной жизни может уже являться сложившейся личностной особенностью. При этом, несмотря на относительно стабильную социальную ситуацию развития, начало подросткового кризиса может способствовать повышению уровня школьной тревожности (особенно в 7 классе).</font></font>

<font face="Times New Roman"><font size="4">    В старшей школе уровень школьной тревожности вновь возрастает. Однако эта тревожность неоднородна: если беспокойство 8-9-классников связано, прежде всего, с отношениями со сверстниками, то тревоги 10-11-классников обусловнлены необходимостью личностного самоопределения и выбора дальнейшего жизненного пути.</font></font>

<font face="Times New Roman" size="4"> </font><font face="Times New Roman" size="4">                          Проявление школьной тревожности в поведении учащихся</font>

<font face="Times New Roman" size="4">   Школьная тревожность может проявляться в поведении самыми разнообразными, порой неожиданными, способами, маскируясь под другие проблемы.</font>

<font face="Times New Roman"><font size="4">   Среди признаков школьной тревожности универсальных для любого возраста стоит отметитьухудшение соматического здоровья учащегося. Тревожные дети часто болеют, и вынуждены по этой причине оставаться дома. У них возникают «беспричинные» головные боли и боли в животе, резко повышается температура. Особенно часто такие соматические нарушения случаются перед контрольными и экзаменами. Таким детям часто необходима консультация невропатолога, а иногда и психиатра. К сожалению, современные родители так пугаются слова «психиатр», что не всегда соглашаются идти к нему на прием.</font></font>

<font face="Times New Roman" size="4">    Нежелание ходить в школу возникает в контексте недостаточной учебной мотивации, но свидетельствует в первую очередь о том, что ребенок чувствует себя в школе дискомфортно. Если учащиеся начальной школы, как правило, не идут дольше рассуждений на эту тему, то с переходом в среднюю школу могут появиться эпизодические прогулы, которые к 7-8 классу зачастую перерастают в систематические. Начиная со средней школы, довольно типичными становятся также прогулы контрольных и самостоятельных работ, «нелюбимых» предметов, уроков, которые ведут «плохие» учителя.</font>

<font face="Times New Roman" size="4">    Излишняя старательность при выполнении заданий может также являться косвенным свидетельством тревожности ребенка. Стремление сделать все «как надо» и «быть лучше всех» могут указывать на конфликтность самооценки такого ребенка.</font>

<font face="Times New Roman" size="4">    С конфликтностью самооценки связан и следующий признак школьной тревожности - отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий. Если какое-то задание не получается, ребенок может просто перестать пытаться его выполнить, что обусловлено в первую очередь механизмом «замкнутого психологического круга». Расшифровать этот механизм можно следующим образом: возникающая в процессе деятельности тревога частично снижает ее эффективность, что приводит к негативным самооценкам либо оценкам со стороны окружающих, которые в свою очередь, подтверждают правомерность тревоги в подобных ситуациях. Таким образом, тревожные дети, избегая потенциально тревожные ситуации, пытаются вырваться из этого круга (тревога-неудача-упреки-усиление тревоги)</font>

<font face="Times New Roman" size="4">    Такая форма проявления тревожности особенно часто наблюдается в классах, которым гласно или негласно присвоен статус «самых слабых» в параллели. Учащиеся этих классов меньше работают на уроках, обычно не выполняют домашние задания.</font>

<font face="Times New Roman" size="4">    Раздражительность и агрессивные проявления ребенка также могут выступать симптомами школьной тревожности. Тревожные дети могут «маскировать» эмоциональный дискомфорт тем, что огрызаются в ответ на замечания, проявляют излишнюю обидчивость в отношениях с одноклассниками, иногда доводящую до драк.</font>

<font face="Times New Roman" size="4">    Рассеянность, или снижение концентрации внимания, только «физическое»  присутствие на уроке характерны для детей, которые таким образом стараются избежать вызывающих беспокойство фрагментов школьной среды. В итоге они либо вытесняют тревожащие элементы из поля сознания, либо пребывают в мире собственных мыслей и идей, которые не вызывают тревоги, благодаря чему это состояние является для них наиболее комфортным.</font>

<font face="Times New Roman"><font size="4">    Кроме возрастно-универсальных форм проявления школьной тревожности выделяют несколько вариантов, характерных только для учащихся определенных возрастов.</font></font>

<font face="Times New Roman" size="4">    Так, школьная тревожность первоклассников может проявляться в страхе опоздать в школу/ на урок, в опасениях по поводу своих школьных принадлежностей (страх потерять, сломать); часто школьные впечатления не оставляют первоклассника и во сне, проявляясь в виде ночных школьных кошмаров (ребенку снятся ситуации из школьной жизни, которые вызывают эмоциональный дискомфорт).</font>

<font face="Times New Roman" size="4">    В подростковом возрасте тревожность, становясь устойчивым личностным образованием, может опосредовать резкое снижение эффективности учебной деятельности в ситуации контроля знаний.</font>

<font face="Times New Roman" size="4"> </font><font face="Times New Roman" size="4">Приемы снижения тревожности.</font>

<font face="Times New Roman" size="4">    Приемы снижения тревожности должны быть по своей сути направлены также на достижение "ученического счастья":</font>

<font face="Times New Roman" size="4">-  Коммуникативной состоятельности</font>

<font face="Times New Roman" size="4">- Интеллектуальной состоятельности</font>

<font face="Times New Roman" size="4"> - Деятельностной состоятельности</font>

<font face="Times New Roman" size="4">Плакат с «заклинаниями-девизами»</font>

<font face="Times New Roman" size="4">    Очевидно, что тревожные дети внушают себе: «Я не смогу этого сделать», «Это слишком трудно», «Я никогда не сделаю правильно». Помогите ученикам изменить внутреннюю речь. Можно повесить в вашем классе перед глазами учеников плакаты с заклинаниями (внутренними девизами): «Я смогу это!», «Попробуй – и результат обязательно будет!», «Когда говорю себе, что я могу, я действительно могу!», «Я могу стать таким, каким я хочу быть».</font>

<font face="Times New Roman" size="4">Ищите два плюса на каждый минус</font>

<font face="Times New Roman" size="4">    Введите правило: когда услышите, что ученик негативно высказывается о себе и своей учебе, вслух скажите о его работе не менее двух позитивных утверждений. Этот прием помогает ученикам обращать внимание на те слова, которые они говорят себе. Это также помогает трансформировать негативный образ себя в позитивный. Поначалу ученики чувствуют некоторую неловкость, когда слышат о себе хорошее, но … «к хорошему быстро привыкаешь». Одно условие: реплики учителя должны быть предельно конкретны.</font>

<font face="Times New Roman" size="4">Декларация «Я могу»</font>

<font face="Times New Roman" size="4">    В голове тревожного ребенка, как только он получает задачу, как будто звучит заезженная пластинка «А вдруг ты не сможешь, вдруг ничего не получится». Чтобы «сменить пластинку» попросите ученика тихонько повторить фразы по типу: «Я могу решить эту задачку с дробями», «Я достаточно умен, чтобы ответить на все эти вопросы».</font>

<font face="Times New Roman" size="4">    Попросите школьника повторять это перед сложным задание или когда видите признаки подступающей неуверенности, положите карточку с текстом заклинания ему на парту вместе с карточкой-заданием.</font>

<font face="Times New Roman" size="4">Рассказывайте об ошибках (игра «Классный пароль»)</font>

<font face="Times New Roman" size="4">    Дети часто видят избирательно. Тревожные ученики могут видеть свои ошибки, но не видеть ошибок у других. Отсюда у них появляется уверенность, что все вокруг лучше, способнее, привлекательнее, чем они. Учитель может изменить эту установку, начав разговор об ошибках.</font>

<font face="Times New Roman" size="4">    Игра «Классный пароль» может спровоцировать дискуссию на подобную тему. Когда зазвенит звонок с уроков, встаньте в дверях и объявите, что пароль, по которому вы будете выпускать из класса – рассказ об одной из ошибок, совершенных сегодня на уроке, дома, в транспорте. Поначалу ученики могут не принять эту игру. Об ошибках говорить самим, да еще перед остальными – для многих это все равно что демонстрировать всем пятно на одежде. Поэтому очень важно, чтобы и сам учитель принимал участие в этой игре. Открывая эту тайну своим ученикам, мы помогаем им усвоить, что ошибки – нормальная часть жизни каждого человека. Тревожные ученики перестают чувствовать себя изолированными.</font>

<font face="Times New Roman" size="4">    В другой раз продолжите игру вопросом: «Что ты можешь сделать, чтобы больше не повторить эту ошибку?» Отвечая на него, ученики начинают понимать, что важно научиться не избегать ошибок. Когда ученик слышит, как другие планируют исправлять свои ошибки, он как бы учится способам исправлять свои собственные.</font>

<font face="Times New Roman" size="4">Показывайте ценность ошибки как попытки</font>

<font face="Times New Roman" size="4">    Нужно признать, что больше ошибок делают люди активные, а не пассивные, а активность всегда приветствуется. Вот почему важно награждать ошибки замечаниями, сделанными с энтузиазмом и положительным пафосом: «Ошибка уже сделана. Ну и что? Теперь посмотри, чему можно на ней научиться».</font>

<font face="Times New Roman" size="4">Подчеркивайте любые улучшения</font>

<font face="Times New Roman" size="4">    Сделайте своим девизом «Все, что делается, - делается!» Не ждите, когда задача будет полностью решена, обращайте внимание на каждый верный шаг при решении.</font>

<font face="Times New Roman" size="4">Раскрывайте сильный стороны своих учеников</font>

<font face="Times New Roman" size="4">    Тревожные дети нуждаются в поддержке, нуждаются в том, чтобы им помогли развить чувство состоятельности. Обращайте внимание на сильные стороны ученика. Едва заметив что-то ценное в ученике, прямо скажите ему об этом или напишите в его тетради.</font>

<font face="Times New Roman" size="4">    Обратить внимание на свои сильные стороны можно помочь, играя например в «Классный пароль». В данном случае ученик должен назвать свою сильную сторону, позитивную личностную характеристику или талант, тогда учитель отпустит его на перемену. Чтобы игра занимала меньше времени, можно попросить учеников подготовить записочки и отдать вам, как будто это билет «на выход» из класса.</font>

<font face="Times New Roman" size="4"> </font><font face="Times New Roman" size="4">                                        ШПАРГАЛКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ:</font>

<font face="Times New Roman" size="4">   По материалам книги</font>

<font face="Times New Roman" size="4">Е.Лютовой, Г. Мониной</font>

<font face="Times New Roman" size="4"> </font>

<font face="Times New Roman" size="4">Хвалите ребенка даже за незначительный успех</font>

<font face="Times New Roman" size="4">Спрашивайте ребенка в середине урока</font>

<font face="Times New Roman" size="4">Избегайте заданий на время, особенно заданий с необходимостью выбирать правильный ответ из нескольких приведенных</font>

<font face="Times New Roman" size="4">Не сравнивайте ребенка с окружающими. Только с его собственными достижениями (неделю, месяц, четверть назад)</font>

<font face="Times New Roman" size="4">Предъявляйте адекватные возможностям ребенка требования</font>

<font face="Times New Roman" size="4">Используйте на уроках визуальную поддержку</font>

<font face="Times New Roman" size="4">Снижайте количество замечаний</font>

<font face="Times New Roman" size="4">Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.</font>

<font face="Times New Roman" size="4">Способствуйте повышению самооценки ребенка чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.</font>

<font face="Times New Roman" size="4">Чаще обращайтесь к ребенку по имени.</font>

<font face="Times New Roman" size="4">Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.</font>

<font face="Times New Roman" size="4">Наказывая ребенка, не унижайте его.</font>

<font face="Times New Roman" size="4">Старайтесь не стыдить ребенка, особенно в присутствии одноклассников.</font>

<font face="Times New Roman" size="4">По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах.</font>

<font face="Times New Roman" size="4">Избегайте длинных нотаций.</font>

<font face="Times New Roman" size="4">Старайтесь соразмерять свои основные требования с требованиями других учителей-предметников.</font>

<font face="Times New Roman" size="4">Обговаривайте заранее с детьми, как будет проходить контрольная работа, экзамен.</font>

<font face="Times New Roman" size="4">По возможности выберите подходящий для ребенка способ проверки знаний (письменный ответ, ответ с места, подготовленный дома доклад и т.п.)</font>

<font face="Times New Roman" size="4">Обратите внимание на ваш стиль преподавания (авторитарный стиль может усилить тревожность ребенка).</font>

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.