Предупреждение преступлений в сфере высоких технологий
Киберпреступность является международной проблемой. Подобные преступления совершаются, как правило, транснациональными организованными преступными группами, члены которых при помощи сети Интернет, легко пересекают виртуальные границы и совершают преступления в отношении иностранных граждан и граждан Республики Беларусь.
В настоящее время состояние информационной сферы в Республике Беларусь характеризуется высоким уровнем доступа населения страны к массовой информации. Количество национальных средств массовой информации и интернет-ресурсов неуклонно увеличивается. Белорусское информационное пространство открыто для активной работы иностранных СМИ и интернет-ресурсов. В стране ежегодно увеличивается пропускная способность внешних каналов доступа в сеть Интернет, количество интернет-пользователей, абонентов сетей электросвязи, держателей банковских платежных карт.
Сегодня спектр преступлений в сфере высоких технологий значительно расширился и может коснуться любого гражданина или организации не зависимо от формы собственности. Наиболее распространенными являются: хищение денежных средств при помощи реквизитов банковских платежных карт, внесение заведомо ложных сведений в компьютерную систему с целью незаконного получения кредитов либо сокрытия фактов хищений, уничтожение компьютерной информации, незаконное копирование или завладение информацией, хранящейся в компьютерной системе, взлом почтовых ящиков и дальнейший незаконный доступ к информации. Подобных примеров можно привести очень много.
Для того чтобы не стать жертвой киберпреступника необходимо соблюдать следующие простые правила:
ЗАЩИТА ДАННЫХ БАНКОВСКОЙ КАРТОЧКИ
Необходимо:
1.Хранить в тайне пин-код карты.
2.Прикрывать ладонью клавиатуру при вводе пин-кода.
3.Оформить отдельную карту для онлайн-покупок и не держать на ней большие суммы.
4.Использовать услугу «3-D Secure» и лимиты на максимальные суммы онлайн-операций.
5.Скрыть CCV-код на карте (трехзначный номер на обратной стороне), предварительно сохранив его.
Не рекомендуется:
-Хранить пин-код вместе с карточкой/на карточке.
-Сообщать CVV-код или отправлять его фото.
-Распространять свои паспортные данные (информацию личного характера, номер мобильного телефона) «логин» и «пароль» доступа к системе «Интернет-банкинг».
-Сообщать данные, полученные в виде SMS-сообщений, сеансовые пароли, код авторизации, пароль 3-D Secure и т.д.
НАДЕЖНЫЕ ПАРОЛИ
Необходимо:
1.Создавать персональные (уникальные) пароли к разным сервисам
2.Использовать сложные пароли: минимум 10 символов, одновременно цифры, строчные и прописные символы, знаки пунктуации и другие символы.
3.Доверять только проверенным менеджерам паролей.
Не рекомендуется:
-Использовать повторения символов.
-Хранить пароли на бумажных носителях.
-Использовать в качестве пароля свой логин (имя пользователя, учетная запись, никнейм).
-Сохранять пароли автоматически в браузере.
-Использовать биографическую информацию в пароле.
БЕЗОПАСНЫЙ WI-FI
Необходимо:
1.Отключить общий доступ к своей WI-FI точке, даже если у вас «безлимитный» Интернет.
2.Использовать надежный (см. выше) пароль для доступа к вашей WI-FI точке.
3.Деактивировать автоматическое подключение своих устройств к открытым WI-FI точкам.
Не рекомендуется:
-Вводить свой логин и пароль доступа к учетной записи (странице) или системе банковского обслуживания при подключении к бесплатным (открытым) точкам WI-FI в кафе, транспорте, торговых центрах и т.д.
ПРОВЕРЕННЫЕ БРАУЗЕРЫ И САЙТЫ
Необходимо:
-Использовать специальное программное обеспечение (антивирус, расширение для браузера), чтобы избежать посещения сомнительных сайтов.
Не рекомендуется:
- Переходить по непроверенным ссылкам.
- Вводить информацию на сайтах, если соединение не защищено.
БЕЗОПАСНОСТЬ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ
Необходимо:
1.Подключить двухфакторную аутентификацию.
2.Использовать минимум 2 типа e-mail адресов: закрытый (только для привязки устройств и средств их защиты) и открытый (для переписки, подписок и т.д.).
3.Использовать СПАМ-фильтры.
Не рекомендуется:
-Не реагировать на письма от неизвестного отправителя: скорее всего это спам или мошенники.
-Открывать подозрительное вложение к письму: сначала позвоните отправителю, узнайте, что это за файл.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЙ, СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И МЕССЕНДЖЕРОВ
Необходимо:
1.Устанавливать приложения только из PlayMarket, AppStore или из проверенных источников.
2.Обращать внимание, к каким функциям гаджета приложение запрашивает доступ.
3.Обмениваться сообщениями в соцсетях и мессенджерах, только полностью удостоверившись в личности собеседника, не реагируя на сомнительные просьбы и предложения.
Не рекомендуется:
-Размещать персональную и контактную информацию о себе в открытом доступе.
-Использовать указание геолокации на фото в постах.
-Отвечать на обидные выражения и агрессию в социальных сетях – лучше напишите об этом администратору ресурса.
-Употреблять ненормативную лексику при общении.
-Устанавливать приложения с низким рейтингом и отрицательными отзывами.