Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Профилактика ДТП

Дата: 19 августа 2019 в 08:13

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из важнейших государственных задач в сфере обеспечения безопасности населения.

Под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки в возрасте до 16 лет.

Эффективность профилактики во многом зависит от активного взаимодействия сотрудников подразделений органов внутренних дел с заинтересованными лицами исполнительной власти, местных органов управления образованием, педагогическими работниками учреждений дошкольного, общего среднего, дополнительного образования и иными работниками учреждений образования, представителями средств массовой информации и общественных объединений, а также родителями (законными представителями) учащихся.

Настоящие рекомендации подготовлены на основании изучения и обобщения практики организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, сложившейся в течение ряда лет в совместной деятельности подразделений Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, органов управления образованием и учреждений образования.

В методических рекомендациях изложены основные направления организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, которыми должны руководствоваться сотрудники органов внутренних дел, отвечающие за данное направление деятельности.

В рекомендациях предложены принципы учета и анализа дорожно-транспортных происшествий с участием детей, планирования работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, представлены формы и виды взаимодействия с органами управления образованием и учреждениями образования, рекомендованы методы организации внеклассной работы с учетом возрастных особенностей учащихся, а также предложен типовой Паспорт дорожной безопасности учреждения образования. 

В приложении предложены интернет-ресурсы, на которых, при необходимости, можно найти дополнительную информацию.

Представленный материал будет полезен в организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма сотрудникам органов внутренних дел со стажем и тем, кто только начинает свою профессиональную деятельность по формированию у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Актуальность проблемы детского дорожно-транспортного травматизма и обучения безопасному поведению.

Детская безопасность на дорогах – составная часть заботы государства о здоровом и безопасном образе жизни ее юных граждан.

Проблема предупреждения аварийности и, как следствие, смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) не теряет своей актуальности для всех стран с развитой автомобилизацией, в том числе и для Республики Беларусь.

По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях во всем мире погибают около 1,3 млн. человек (более 3000 человек в день) и до 50 млн. человек  получают ранения различной степени тяжести. В Европе по этой причине погибают и травмируются, соответственно, 120 тыс. и 2,4 млн. человек. Основную группу риска смерти, получения травмы и инвалидности в результате дорожно-транспортных происшествий составляют дети и молодежь.

По уровню  смертности детей в результате ДТП Республика Беларусь занимает 17 место среди 47 стран Европейского региона. Ежегодно в Беларуси в результате ДТП погибает в среднем 30 детей (2010 г. - 35, 2011 г.- 36, 2012 г. – 28, 2013 г. – 20, 2014 г. - 30). За последние 5 лет число ДТП с участием детей (0-15 лет) снизилось с 543 до 429. Число раненых детей уменьшилось с 533 до 434. Однако, коэффициент тяжести последствий (число погибших на 100 пострадавших в ДТП) вырос с 6,2 до 6,5.

Ежегодное увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения ДТП, в том числе с участием детей и подростков. В нашей стране данная проблема признается чрезвычайно актуальной, а потому вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма уделяется повышенное внимание.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» в учебные программы учреждений образования включено изучение Правил дорожного движения (далее – ПДД) в объеме требований, предъявляемых к пешеходам, пассажирам, водителям велосипедов, мопедов, гужевых транспортных средств.

5 января 2008 г. принят Закон Республики Беларусь «О дорожном движении», в статье 21 которого закреплено требование обязательного обучения безопасному поведению на дорогах в учреждениях образования.

С 2014 года реализуется межведомственный План мероприятий по профилактике детского травматизма в Республике Беларусь на 2014-2018 годы.

едения на дорогах и, как следствие, неумения юных участников дорожного движения ориентироваться в быстро меняющейся дорожной обстановке.

На протяжении ряда лет Министерством внутренних дел Республики Беларусь в тесном взаимодействии с Министерством образования Республики Беларусь и другими заинтересованными ведомствами реализуется комплекс организационных и практических мероприятий, направленных на профилактику и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма  в Республике Беларусь. 

В результате таких мер в последние годы в Беларуси наметилась положительная динамика по снижению детского дорожно-транспортного травматизма. Однако уровень детского травматизма все еще остается высоким. Примерно 30% ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Основными причинами несчастий с детьми на дороге являются переход ими проезжей части в неустановленном месте, внезапное появление перед движущимся транспортом, игры на проезжей части или в непосредственной близости от нее, нарушение требований ПДД при движении на велосипедах, мопедах, мотоциклах и роликах.

Эти факторы свидетельствуют об отсутствии у учащихся устойчивых практических навыков пов

ричины – не только следствие невыполнения детьми и подростками ПДД, но и безучастного отношения взрослых к их поведению на проезжей части. А дети, предоставленные самим себе, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге и не умеют еще в должной степени управлять своим поведением.

Дорожно-транспортный травматизм детей в значительной мере обусловлен такими особенностями их психофизиологического развития, как незрелость, неспособность правильно оценивать обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.

Изучение детьми ПДД, воспитание навыков безопасного поведения на дороге не принесет желаемых результатов, если будет осуществляться без тесного контакта с семьей. Одна из основных причин детского травматизма на дороге состоит в том, что юные участники движения в своем поведении на улице руководствуются наблюдениями за действиями взрослых, которые не всегда бывают правильными.

Чтобы научить детей безопасному поведению на дороге, необходимо вести постоянную, целенаправленную работу, как родителям, так и воспитателям, педагогам и сотрудникам органов внутренних дел (далее – ОВД). Все, что усвоено ребенком в самом раннем детстве, впоследствии становится привычкой, хорошей или вредной – зависит от тех, кто работает с детьми, кто их учит и воспитывает.

Своевременная и правильная адаптация молодого поколения к особенностям дорожной среды – признанный во всем мире путь предупреждения и профилактики как детского дорожно-транспортного травматизма, так и дорожной безопасности в целом.

Основные направления организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма (далее – ДДТТ) понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки в возрасте до 16 лет.

Профилактика ДДТТ осуществляется в тесном взаимодействии со структурными подразделениями ОВД и заинтересованными организациями (органами местной исполнительной власти, учреждениями образования, здравоохранения, средствами массовой информации, общественными объединениями), а также родительскими комитетами и трудовыми коллективами. При этом работа ведется по следующим основным направлениям:

1. Учет и анализ ДТП с участием детей и подростков, выявление причин и условий их возникновения.

2. Информирование населения и заинтересованных организаций об уровне ДДТТ и состоянии дел по его профилактике.

3. Проведение лекций, кино-лекториев, бесед по профилактике ДДТТ в трудовых коллективах, с руководителями и должностными лицами автотранспортных предприятий, а также с водителями, осуществляющими перевозки детей и подростков.

4. Оказание содействия учреждениям образования в проведении теоретических, практических занятий и внеклассных мероприятий, в том числе в шестой школьный день.

5. Координация работы по организации отрядов юных инспекторов дорожного движения.

6. Организация и проведение ежегодных районных, Минского городского, областных и республиканского этапов слета-конкурса отрядов юных инспекторов дорожного движения; творческих конкурсов, спортивных и иных мероприятий, направленных на профилактику ДДТТ.

7. Оказание помощи органам управления образованием и исполнительной власти в организации работы центров и кабинетов по безопасности  дорожного движения, автоплощадок и автогородков.

8. Осуществление совместно с органами управления образованием и другими заинтересованными организациями социально-профилактических акций по профилактике травматизма несовершеннолетних на дороге и в транспорте.

9. Участие в проведении конференций, совещаний и семинаров по вопросам профилактики ДДТТ.

10. Организация разработки, издания и выпуска печатной продукции, аудио-видео и наружной социальной рекламы, фильмов по вопросам профилактики ДДТТ, оказание содействия в разработке учебных пособий по тематике безопасности дорожного движения.

11. Проведение обследований улично-дорожной сети вблизи учреждений образования, в местах интенсивного движения детей-пешеходов. Подготовка предложений по совершенствованию дорожных условий, выдача предписаний по выявленным недостаткам, информирование местных исполнительных и распорядительных органов.

12. Обеспечение контроля за организованной перевозкой групп детей автобусами.

Реагирование на факты ДТП с участием детей. По всем фактам ДТП с участием  детей проводится проверка. О ДТП информируются соответствующие органы управления образованием. В случае  установления  факта, что ДТП произошло по вине учащегося, ответственным сотрудником ОВД совместно с представителем органа управления образованием проводится обследование учреждения образования. Выясняются причины и условия, способствовавшие совершению ДТП, с принятием мер реагирования, проведением конкретных мероприятий с учащимся и родителями (законными представителями) о недопущении фактов ДТП. В случае получения травм ребенком из другого региона, ОВД, на территории которого произошло ДТП, направляет соответствующую информацию в ОВД по месту проживания несовершеннолетнего для принятия вышеуказанных мер. По каждому факту ДТП с погибшим ребенком готовится заключение и направляется в управление Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее – УГАИ МВД).

Учет и анализ ДТП с участием детей

В соответствии с Инструкцией о порядке учета ДТП, утвержденной Приказом МВД Республики Беларусь от 21 марта 2013 г. № 97, учету подлежат ДТП с гибелью или ранением людей. При этом в учете ДТП с пострадавшими детьми отражаются сведения о ДТП, в которых пострадали несовершеннолетние в возрасте до 16 лет.

Основной задачей анализа ДДТТ является выявление причин и условий возникновения ДТП с участием детей. Он включает в себя сбор информации о ДТП с участием детей, собственно анализ этой информации и оформление результатов анализа.

Анализ проводится дифференцированно по категориям участников дорожного движения (пешеход, пассажир, водитель, велосипедист), по возрасту, по вине, времени и месту совершения ДТП. Углубленный анализ предусматривает распределение ДТП по видам, по дням недели и времени суток, а также определение абсолютных и относительных показателей, проведение сравнений для изучения динамики изменений.

Результаты анализа причин и условий, способствовавших возникновению ДТП, оформляются аналитической справкой, которая используется для:

- информирования населения и заинтересованных организаций об уровне ДДТТ и состоянии дел по его профилактике;

- принятия управленческих решений;

- принятия мер, направленных на устранение причин и условий возникновения ДТП с участием детей;

- проведения пропаганды среди детей и родителей;

- планирования работы по предупреждению ДДТТ.

Решение проблемы ДДТТ неизменно заставляет искать наиболее эффективные пути сохранения жизни и здоровья детей. С этой целью обучение и воспитание как формы профилактики должны постоянно совершенствоваться.

Главная задача – научить ребенка безопасно вести себя и ориентироваться в дорожных ситуациях, воспитать сознательное отношение к выполнению ПДД.

Для этого требуется комплексный подход, объединяющий теоретические и практические занятия, другие формы и методы взаимодействия в непрерывный процесс постоянной профилактической работы с детьми и подростками.

Задача ОВД и всех заинтересованных структур не только в том, чтобы научить детей, но и в том, чтобы убедить каждого взрослого в жизненно важной необходимости их активного участия в формировании у детей навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.