Как научить подростка соблюдать ПДД
Характеристики поведения подростка непредсказуемость поведения, особенно в быстро меняющейся дорожной обстановке, незрелость нервной системы, эмоциональная неуравновешенность и импульсивность; недостаточный житейский опыт, неготовность к возникновению неожиданной стрессовой дорожной ситуации.
Неумение сопоставить скорость транспортных средств и расстояние до них, недостаточная сформированность координации движений, неразвитость бокового зрения. Отвлеченность внимания в условиях дорожного движения.
Личностное общение с себе подобными в условиях дорожного движения, ограниченность навыков соблюдения ПДД. Негативизм в виде отказа от привычных и безопасных моделей поведения. Проявление чувства «взрослости». Переоценка своих возможностей. Незрелое самосознание и самооценка, соревновательность, стремление завоевать авторитет. Неумение брать на себя ответственность за свои действия. Незрелость нравственного и правового сознания. Склонность к риску, намеренное игнорирование или нарушение ПДД. Импульсивность, эмоциональная неуравновешенность выраженная потребность в самоутверждении, привлечение внимания. Сложившийся стереотип неправильного поведения на дороге, социально-негативный опыт, автономная мораль. Чему учить, что развивать:
- углубленно изучать Правила дорожного движения, в частности те из них, которые определяют управление мопедом, мотоциклом, скутером;
-формировать систему знаний о динамике движения транспортных средств;
- анализировать законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы обеспечения безопасности дорожного движения;
- определять административную, уголовную, гражданскую, морально-нравственную ответственность за нарушения в области дорожного движения (особенно за нарушение Правил дорожного движения лицами, управляющими велосипедами, мопедами и мотоциклами);
- выделять социальный, экономический и нравственный аспект дорожно-транспортных происшествий, в целом сохранности жизни участникам дорожного движения;
- развивать рефлексию, самосознание и правосознание, лежащие в основе правопослушного поведения при соблюдении основ безопасного поведения на улицах и дорогах;
- вырабатывать умение понимать причины собственного поведения и поведения другого человека в дорожно-транспортной ситуации;
-формировать культуру безопасного поведения на дороге как часть общей культуры безопасности жизнедеятельности.
Помните! Знание Правил дорожного движения, обеспечивает детям и подросткам лишь около 10% необходимой безопасности. Только при помощи умения прогнозировать, т. е. предвидеть опасность на дороге и действовать в соответствии с возникшими обстоятельствами, можно добиться проявления безопасного поведения на дороге.