Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Методические рекомендации по организации деятельности ресурсного центра

Дата: 9 августа 2021 в 13:22

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ    

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ЛЕСНИЧЕСТВА

Глава 1. Общие положения

1. Школьное лесничество - объединение учащихся школы как форма организации внеклассной работы в целях воспитания у учащихся любви и бережного отношения к лесу и природе  родного края, расширения и углубления знаний в области биоло­гии, экологии, других естественных наук, охраны природы, формирование тру­довых умений и навыков по охране, воспроизводству и эффективному использованию лесных ресурсов, подготовки к сознательному выбору профессии.

2. Задачи школьного лесничества:

образовательные: изучение леса как природного биогеоценоза, основы государственного лесного фонда, овладение теоретическими и прикладными знаниями в области экологии и биологии леса, лесоведения и лесоводства, лесовосстановления, лесоинвентаризации, охраны лесов от пожаров, защиты от вредителей и болезней, опытническое дело, постановка экспериментов и лесных исследований по методикам и программам,

воспитательные: воспитание у учащихся бережного отношения к лесу и его обитателям, сознательного подхода к восприятию экологических проблем в области природопользования. устойчивой мотивации к решению актуальных задач по сохранению и воспроизводству лесных ресурсов, их многоцелевому устойчивому использованию,

социальные: развитие у учащихся социальной активности через оказание помощи организациям, ведущим лесное хозяйство, и проведении лесохозяйственных мероприятий, улучшение социальной адаптации подростков в трудовом коллективе и обществе, развитие осознанного интереса к производительному труду, профессиональная ориентация,

пропагандистские: организация и проведение лесохозяйственных меро­приятий по охране и защите государственного лесного фонда, пропаганда среди школьников и населения знаний о лесе и его обитателях, налажи­вание и развитие сотрудничества со средствами массовой информации,

практические: овладение технологиями и практическими навыками про­ведения лесохозяйственных мероприятий (охрана лесов от пожаров, защита от вредителей и болезней, выращивание посадочного материала, посадка и по­сев леса, уход за лесными культурами, сбор лесных семян, лекарственного, технического и пищевого сырья, охрана  и расселение муравейников. выявление и  охрана редких растений, животных, птиц, памятников природы).

Глава 2. Организация и содержание работы школьного лесничества

3. Школьное лесничество организуется из учащихся 8 – 11 (12) классов по совместному решению  районного отдела образования, спорта и туризма и соответст­вующего государственного лесохозяйственного учреждения (далее – лесхоз) на основании ходатайства дирекции школы и соответствующих структурных подразделений лесхоза (далее – лесничества). Учащиеся принимаются в школь­ное лесничество по личному заявлению.

4. Работа лесничества организуется в соответствии с Законом Республики Беларусь", Законом Республики Бела­русь  "О правах ребенка", Постанов­лением  Кабинета Министров Республики Беларусь  "О республиканской программе "Молодежь Беларуси", Постановлением Министерства здравоохранения Республики Бе­ларусь  «0б утверждении перечня легких работ, кото­рые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет», Уставом общеобразовательного учреждения, другими нормативными правовыми актами Республики Беларусь, настоящим Положением.

5. Школьные лесничества осуществляют свою деятельность на специально выделенных и закрепленных за соответствующими лесничествами территориях государственного лесного фонда /далее гослесфонд/. Выделение и закрепле­ние за школьными лесничествами территорий гослесфонда  осуществляется на основании приказа руководителя лесхоза с предоставлением  необходимых картографических материалов  и таксационных описаний /или их копий/. Территория школьных лесничеств делится на мастерские участки и обходы.

При проведении лесоустроительных работ на территории школьных лесни­честв отдельно составляются картографические материалы и необходимые таксационные описания.

6. Школьные лесничества работают в течение круглого года в соответст­вии с ежегодным учебно-производственным планом. Он утверждается директором школы, руководителем лесхоза /лесничества/ и руководителем школь­ного лесничества.

Учебно-производственный план школьного лесничества разрабатывается и обсуждается всеми членами школьного лесничества.

7. Содержание работы школьного лесничества определяется задачами, изложен­ными в Пункте 2  настоящего Положения, характером деятель­ности лесничества, заданиями  и тематикой опытнической и исследовательской работы, рекомендованными научными учреждени­ями и учебными заведениями лесохозяйственного профиля, предложениями спе­циалистов Лесного хозяйства и учителей, интересами профессиональной ориен­тации учащихся.

Члены школьного лесничества участвуют в выполнении следующих работ:

посадка и посев леса, уход за лесными культурами и лесосеменными план­тациями, закладка питомников и дендрологических участков, уход за ними, вы­ращивание посадочного материала, озеленение населенных пунктов и т.д.

участие в проведении профилактических мероприятий по охране лесов от пожаров, выявление очагов вредителей и болезней леса и своевременное опо­вещение об этом лесхоза /лесничества/

охрана полезных насекомых, зверей, птиц, проведение биотехнических меро­приятий /заготовка кормов для зимней  подкормки и подкормка диких живот­ных, изготовление и развешивание искусственных гнездовий, кормушек/,огора­живание муравейников и т.д.

сбор лесных семян  /без подъема в крону деревьев/.лекарственного, тех­нического и пищевого сырья

выявление и охрана редких растений, животных, птиц, памятников природы, организация микрозаказников

проведение  фенологических наблюдений, опытническая и исследовательская работа по программам, разработанным научными сотрудниками учебных и научно-исследовательских учреждений, по заданию лесхоза

организация музеев и уголков природы, учебных экологических троп и про­ведение тематических экскурсий,

пропаганда вопросов охраны и защиты леса, участие в смотрах, конкурсах, слетах, тематических праздниках и т.д.

8. К посильному участию в работе школьного лесничества привлекаются учащиеся 4 – 7 классов. При условии соблюдения требований охраны труда, соответствующих их возрасту режима труда и отдыха для них выби­раются доступные виды и формы труда: сбор лекарственного сырья, семян дре­весных и кустарниковых парод, кормов для зимней подкормки диких животных и другие работы.

9. Лесохозяйственные и другие практические работы в течение года члены школьного лесничества выполняют во внеурочное время или часы, отведенные для трудового обучения, согласно действующим учебным планам школы на учебный год.

10. В период летних каникул режим труда и отдыха членов школьного лесничества устанавливается решением педагогического совета школы совместно с руководителем лесничества и местными органами санитарно-эпидемиологической службы в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок осуществления учащимися летних практических работ.

11. В целях углубления теоретических знаний о лесных биоценозах, охране и рациональном использовании лесных ресурсов, получение ориентации на профессии в лесном хозяйстве для актива школьного лесничества проводятся занятия с участием работников Драчковского лесничества.

12. Для победителей республиканского соревнования и наиболее активных членов  школьного лесничества Министерством образования Республики Бела­русь совместно с Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь ежегодно  организуются  лагеря труда и отдыха  юных лесоводов.

13. Члены школьного лесничества имеют право носить во время работы в лес­ничестве форменную одежду со знаками различия и иметь соответствующие удостоверения. Описание форменной одежды ,знаков различия и форма удостоверения устанавливается Министерством лесного хозяйства  Республики Беларусь по согласованию с министерством образования Республики Беларусь.

Глава 3. Руководство работой школьного лесничества

14. Общее  руководство всей деятельностью школьного лесничества осуществ­ляется школой совместно с лесхозом /лесничеством/

Директор школы и руководитель лесхоза (лесничества) в равной сте­пени несут ответственность за постановку работы в школьном лесничестве, создание безопасных условий труда учащихся, соблюдение ими  правил техники безопасности и производственной санитарии, обеспечение необходимых условий их труда, быта и отдыха, утверждают план работы школьного лесни­чества.

15. Непосредственное руководство школьным лесничеством осуществляют его руководители – педагогические работники и специалисты  лесного хозяйства.

16. Руководитель школьного лесничества назначается директором школы из числа педагогических работников. Он отвечает за организацию работы школь­ного

лесничества в целом, осуществляет педагогическое руководство его деятельностью, участвует в разработке учебно-производственного плана и обеспечивает его выполнение, руководит теоретическими и практическими занятиями, следит за соблюдением режима труда  и отдыха, санитарно-гигиенических условий труда и быта школьников, правил по технике безопасности.

17. Заместитель руководителя школьного лесничества назначается прика­зом  руководителя лесхоза и осуществляет руководство производственной деятельностью школьного лесничества, участвует в разработке учебно-произ­водственного плана, проводит теоретические и практические занятия, осуществляет учет работы и контроль за ее качеством, отвечает за создание здоровых и безопасных условий труда, руководит опытной и исследовательской работой.

Глава 4. Самоуправление в школьных  лесничествах

18. Организация производственной, учебно-воспитательной деятельности школьного лесничества осуществляется  на принципах самоуправления. Высшим органом самоуправления является общее собрание членов школьного лесничества.

19. Общее собрание членов школьного  лесничества:

- избирает из числа учащихся совет школьного лесничества (далее-совет), лесничего - председателя совета и помощника лесничего, который также входит в совет школьного лесничества

обсуждает и утверждает учебно-производственный план работы на год и пути его выполнения,

утверждает условия соревнования участков, обходов школьного лесни­чества в целом,

- решает вопрос о приеме, поощрении и наказании членов школьного лесни­чества,

- определяет размер отчислений от заработанных средств в общественный фонд школьного лесничества,

- подводит итоги работы за год.

Общее собрание собирается не реже двух раз в год.

20. Совет:

является связующим звеном между дирекцией школы, руководителями и членами школьного  лесничества,

во главе с лесничим руководит всей текущей работой школьного  лесничества: организует учебно-воспитательную и трудовую деятельность школь­ного лесничества,

участвует в разработке ежегодного учебно-производственного плана

организует соревнование и периодически подводит итоги работы и лесничества в целом,

вносит предложения дирекции  школы и руководству лесхоза об улучше­нии труда и быта в лесничестве, поощрении лучших участков и учащихся,

дает оценку работе членов  школьного лесничества,

организует культурно-массовую и спортивную работу в школьном лесни­честве в период летних каникул,

отчитывается о своей работе перед общим  собранием членов школьного лесничества.

Совет в летний период собирается не реже одного раза в неделю.

21. Лесничий и помощник лесничего руководят советом, отвечают за выполнение учебно-производственного плана, контролируют распределение работ между  членами школьного лесничества. соблюдение режима труда и отдыха, трудовой дисциплины, организуют учет и контроль в лесничестве, отчитываются о работе совета перед общим собранием членов школьного лесничества.

22. Мастер леса и лесник избираются на общем собрании членов школьного лесничества или назначаются советом

Мастер леса направляет и контролирует работы на своем участке, организует сеть постов при проведении рейдов и проверок, следит за соблюдением установленного режима дня, трудовой дисциплины, техники безопасности

Лесник руководит текущей работой в обходе, распределяет работу между членами школьного лесничества, следит за ее выполнением, учитывает труд, организует труд, организует соревнование и взаимопомощь.

23. Мастер леса и лесник школьного лесничества отчитываются о своей работе на собрании в участке или на совете.

Глава 5.  Охрана труда

24. Члены школьного лесничества проходят обучение по охране труда  в виде вводного инструктажа, стажировки, первичного и повторного инструктажей  на рабочем месте, а также целевого инструктажа при выполнении разовых работ. Обучение проводится инженером по охране труда лесхоза, лесничим и назначенным лесхозом  заместителем руководителя школьного лес­ничества.

25. Члены школьного лесничества допускаются к работе только после про­верки  их знаний по охране труда, проводимой методом устного опроса каж­дого лица и соответствующей записи в журнале по охране труда

26. При применении труда школьников в школьного лесничествах должны соблюдаться требования об охране труда, предусмотренные действующим законодательством, Положением об организации работы по охране труда в учреждениях

27. Педагогические работники, специалисты лесного хозяйства, привлекаемые к руководству работой школьного лесничества, осуществляют контроль за соблюдением трудового законодательства и об охране труда, действующих нормативных правовых актов по производственной санитарии, пожарной и радиационной безопасности.

28. Члены школьного лесничества работают только в дневное время и не допускаются к работе с ядохимикатами

29. Запрещается использование труда членов школьного лесничества для выполнения работ в зонах радиоактивного загрязнения

Глава 6. Обязанности школы и лесхоза по организации работы школьного лесничества.

30. Дирекция школы и руководитель лесхоза /либо по его поручению руководитель  лесничества/:

ежегодно рассматривают и утверждают учебно-производственный план работы школьного лесничества,

создают необходимые условия для работы школьного лесничества и выполнения учебно-производственного плана,

несут ответственность за организацию работы школьного лесничества, за безопасные и здоровые условия труда и организацию содержательного отдыха учащихся,

поощряет членов школьного лесничества /по представлению органов само­управления школьного лесничества/.

31. Директор школы:

назначает педагогического работника, ответственного за работу школь­ного лесничества,

выделяет помещение для размещения школьного лесничества, проведения теоретических и практических занятий, организации музея /уголка/ приро­ды, уголка профессиональной ориентации.

32. Директор лесхоза:* назначает специалиста для организации работы школьного лесничества,

выделяет и закрепляет за школьным лесничеством участок гослесфонда, представляет на него необходимые картографические материалы и таксационные описания /их копии /,

при проведении лесоустроительных работ заказывает на территории школьного лесничества  картографические материалы и необходимые таксационные описания,

для проведения практических занятий в лесу и производственной практики  выделяет необходимый инвентарь, оборудование и механизмы,

обеспечивает бесплатный  подвоз членов школьного лесничества к  месту работ и обратно  при расстоянии свыше трех километров, организует их  питание,

содействует обеспечению членов школьного лесничества   форменной одеждой  и знаками различия, удостоверением установленного  образца.

33. Исходя из конкретных условий, дирекцией школы и руководством лесничества могут быть предусмотрены договором иные права и обязанности

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.