МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ЛЕСНИЧЕСТВА
Глава 1. Общие положения
1. Школьное лесничество - объединение учащихся школы как форма организации внеклассной работы в целях воспитания у учащихся любви и бережного отношения к лесу и природе родного края, расширения и углубления знаний в области биологии, экологии, других естественных наук, охраны природы, формирование трудовых умений и навыков по охране, воспроизводству и эффективному использованию лесных ресурсов, подготовки к сознательному выбору профессии.
2. Задачи школьного лесничества:
образовательные: изучение леса как природного биогеоценоза, основы государственного лесного фонда, овладение теоретическими и прикладными знаниями в области экологии и биологии леса, лесоведения и лесоводства, лесовосстановления, лесоинвентаризации, охраны лесов от пожаров, защиты от вредителей и болезней, опытническое дело, постановка экспериментов и лесных исследований по методикам и программам,
воспитательные: воспитание у учащихся бережного отношения к лесу и его обитателям, сознательного подхода к восприятию экологических проблем в области природопользования. устойчивой мотивации к решению актуальных задач по сохранению и воспроизводству лесных ресурсов, их многоцелевому устойчивому использованию,
социальные: развитие у учащихся социальной активности через оказание помощи организациям, ведущим лесное хозяйство, и проведении лесохозяйственных мероприятий, улучшение социальной адаптации подростков в трудовом коллективе и обществе, развитие осознанного интереса к производительному труду, профессиональная ориентация,
пропагандистские: организация и проведение лесохозяйственных мероприятий по охране и защите государственного лесного фонда, пропаганда среди школьников и населения знаний о лесе и его обитателях, налаживание и развитие сотрудничества со средствами массовой информации,
практические: овладение технологиями и практическими навыками проведения лесохозяйственных мероприятий (охрана лесов от пожаров, защита от вредителей и болезней, выращивание посадочного материала, посадка и посев леса, уход за лесными культурами, сбор лесных семян, лекарственного, технического и пищевого сырья, охрана и расселение муравейников. выявление и охрана редких растений, животных, птиц, памятников природы).
Глава 2. Организация и содержание работы школьного лесничества
3. Школьное лесничество организуется из учащихся 8 – 11 (12) классов по совместному решению районного отдела образования, спорта и туризма и соответствующего государственного лесохозяйственного учреждения (далее – лесхоз) на основании ходатайства дирекции школы и соответствующих структурных подразделений лесхоза (далее – лесничества). Учащиеся принимаются в школьное лесничество по личному заявлению.
4. Работа лесничества организуется в соответствии с Законом Республики Беларусь", Законом Республики Беларусь "О правах ребенка", Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь "О республиканской программе "Молодежь Беларуси", Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь «0б утверждении перечня легких работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет», Уставом общеобразовательного учреждения, другими нормативными правовыми актами Республики Беларусь, настоящим Положением.
5. Школьные лесничества осуществляют свою деятельность на специально выделенных и закрепленных за соответствующими лесничествами территориях государственного лесного фонда /далее гослесфонд/. Выделение и закрепление за школьными лесничествами территорий гослесфонда осуществляется на основании приказа руководителя лесхоза с предоставлением необходимых картографических материалов и таксационных описаний /или их копий/. Территория школьных лесничеств делится на мастерские участки и обходы.
При проведении лесоустроительных работ на территории школьных лесничеств отдельно составляются картографические материалы и необходимые таксационные описания.
6. Школьные лесничества работают в течение круглого года в соответствии с ежегодным учебно-производственным планом. Он утверждается директором школы, руководителем лесхоза /лесничества/ и руководителем школьного лесничества.
Учебно-производственный план школьного лесничества разрабатывается и обсуждается всеми членами школьного лесничества.
7. Содержание работы школьного лесничества определяется задачами, изложенными в Пункте 2 настоящего Положения, характером деятельности лесничества, заданиями и тематикой опытнической и исследовательской работы, рекомендованными научными учреждениями и учебными заведениями лесохозяйственного профиля, предложениями специалистов Лесного хозяйства и учителей, интересами профессиональной ориентации учащихся.
Члены школьного лесничества участвуют в выполнении следующих работ:
посадка и посев леса, уход за лесными культурами и лесосеменными плантациями, закладка питомников и дендрологических участков, уход за ними, выращивание посадочного материала, озеленение населенных пунктов и т.д.
участие в проведении профилактических мероприятий по охране лесов от пожаров, выявление очагов вредителей и болезней леса и своевременное оповещение об этом лесхоза /лесничества/
охрана полезных насекомых, зверей, птиц, проведение биотехнических мероприятий /заготовка кормов для зимней подкормки и подкормка диких животных, изготовление и развешивание искусственных гнездовий, кормушек/,огораживание муравейников и т.д.
сбор лесных семян /без подъема в крону деревьев/.лекарственного, технического и пищевого сырья
выявление и охрана редких растений, животных, птиц, памятников природы, организация микрозаказников
проведение фенологических наблюдений, опытническая и исследовательская работа по программам, разработанным научными сотрудниками учебных и научно-исследовательских учреждений, по заданию лесхоза
организация музеев и уголков природы, учебных экологических троп и проведение тематических экскурсий,
пропаганда вопросов охраны и защиты леса, участие в смотрах, конкурсах, слетах, тематических праздниках и т.д.
8. К посильному участию в работе школьного лесничества привлекаются учащиеся 4 – 7 классов. При условии соблюдения требований охраны труда, соответствующих их возрасту режима труда и отдыха для них выбираются доступные виды и формы труда: сбор лекарственного сырья, семян древесных и кустарниковых парод, кормов для зимней подкормки диких животных и другие работы.
9. Лесохозяйственные и другие практические работы в течение года члены школьного лесничества выполняют во внеурочное время или часы, отведенные для трудового обучения, согласно действующим учебным планам школы на учебный год.
10. В период летних каникул режим труда и отдыха членов школьного лесничества устанавливается решением педагогического совета школы совместно с руководителем лесничества и местными органами санитарно-эпидемиологической службы в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок осуществления учащимися летних практических работ.
11. В целях углубления теоретических знаний о лесных биоценозах, охране и рациональном использовании лесных ресурсов, получение ориентации на профессии в лесном хозяйстве для актива школьного лесничества проводятся занятия с участием работников Драчковского лесничества.
12. Для победителей республиканского соревнования и наиболее активных членов школьного лесничества Министерством образования Республики Беларусь совместно с Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь ежегодно организуются лагеря труда и отдыха юных лесоводов.
13. Члены школьного лесничества имеют право носить во время работы в лесничестве форменную одежду со знаками различия и иметь соответствующие удостоверения. Описание форменной одежды ,знаков различия и форма удостоверения устанавливается Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь по согласованию с министерством образования Республики Беларусь.
Глава 3. Руководство работой школьного лесничества
14. Общее руководство всей деятельностью школьного лесничества осуществляется школой совместно с лесхозом /лесничеством/
Директор школы и руководитель лесхоза (лесничества) в равной степени несут ответственность за постановку работы в школьном лесничестве, создание безопасных условий труда учащихся, соблюдение ими правил техники безопасности и производственной санитарии, обеспечение необходимых условий их труда, быта и отдыха, утверждают план работы школьного лесничества.
15. Непосредственное руководство школьным лесничеством осуществляют его руководители – педагогические работники и специалисты лесного хозяйства.
16. Руководитель школьного лесничества назначается директором школы из числа педагогических работников. Он отвечает за организацию работы школьного
лесничества в целом, осуществляет педагогическое руководство его деятельностью, участвует в разработке учебно-производственного плана и обеспечивает его выполнение, руководит теоретическими и практическими занятиями, следит за соблюдением режима труда и отдыха, санитарно-гигиенических условий труда и быта школьников, правил по технике безопасности.
17. Заместитель руководителя школьного лесничества назначается приказом руководителя лесхоза и осуществляет руководство производственной деятельностью школьного лесничества, участвует в разработке учебно-производственного плана, проводит теоретические и практические занятия, осуществляет учет работы и контроль за ее качеством, отвечает за создание здоровых и безопасных условий труда, руководит опытной и исследовательской работой.
Глава 4. Самоуправление в школьных лесничествах
18. Организация производственной, учебно-воспитательной деятельности школьного лесничества осуществляется на принципах самоуправления. Высшим органом самоуправления является общее собрание членов школьного лесничества.
19. Общее собрание членов школьного лесничества:
- избирает из числа учащихся совет школьного лесничества (далее-совет), лесничего - председателя совета и помощника лесничего, который также входит в совет школьного лесничества
обсуждает и утверждает учебно-производственный план работы на год и пути его выполнения,
утверждает условия соревнования участков, обходов школьного лесничества в целом,
- решает вопрос о приеме, поощрении и наказании членов школьного лесничества,
- определяет размер отчислений от заработанных средств в общественный фонд школьного лесничества,
- подводит итоги работы за год.
Общее собрание собирается не реже двух раз в год.
20. Совет:
является связующим звеном между дирекцией школы, руководителями и членами школьного лесничества,
во главе с лесничим руководит всей текущей работой школьного лесничества: организует учебно-воспитательную и трудовую деятельность школьного лесничества,
участвует в разработке ежегодного учебно-производственного плана
организует соревнование и периодически подводит итоги работы и лесничества в целом,
вносит предложения дирекции школы и руководству лесхоза об улучшении труда и быта в лесничестве, поощрении лучших участков и учащихся,
дает оценку работе членов школьного лесничества,
организует культурно-массовую и спортивную работу в школьном лесничестве в период летних каникул,
отчитывается о своей работе перед общим собранием членов школьного лесничества.
Совет в летний период собирается не реже одного раза в неделю.
21. Лесничий и помощник лесничего руководят советом, отвечают за выполнение учебно-производственного плана, контролируют распределение работ между членами школьного лесничества. соблюдение режима труда и отдыха, трудовой дисциплины, организуют учет и контроль в лесничестве, отчитываются о работе совета перед общим собранием членов школьного лесничества.
22. Мастер леса и лесник избираются на общем собрании членов школьного лесничества или назначаются советом
Мастер леса направляет и контролирует работы на своем участке, организует сеть постов при проведении рейдов и проверок, следит за соблюдением установленного режима дня, трудовой дисциплины, техники безопасности
Лесник руководит текущей работой в обходе, распределяет работу между членами школьного лесничества, следит за ее выполнением, учитывает труд, организует труд, организует соревнование и взаимопомощь.
23. Мастер леса и лесник школьного лесничества отчитываются о своей работе на собрании в участке или на совете.
Глава 5. Охрана труда
24. Члены школьного лесничества проходят обучение по охране труда в виде вводного инструктажа, стажировки, первичного и повторного инструктажей на рабочем месте, а также целевого инструктажа при выполнении разовых работ. Обучение проводится инженером по охране труда лесхоза, лесничим и назначенным лесхозом заместителем руководителя школьного лесничества.
25. Члены школьного лесничества допускаются к работе только после проверки их знаний по охране труда, проводимой методом устного опроса каждого лица и соответствующей записи в журнале по охране труда
26. При применении труда школьников в школьного лесничествах должны соблюдаться требования об охране труда, предусмотренные действующим законодательством, Положением об организации работы по охране труда в учреждениях
27. Педагогические работники, специалисты лесного хозяйства, привлекаемые к руководству работой школьного лесничества, осуществляют контроль за соблюдением трудового законодательства и об охране труда, действующих нормативных правовых актов по производственной санитарии, пожарной и радиационной безопасности.
28. Члены школьного лесничества работают только в дневное время и не допускаются к работе с ядохимикатами
29. Запрещается использование труда членов школьного лесничества для выполнения работ в зонах радиоактивного загрязнения
Глава 6. Обязанности школы и лесхоза по организации работы школьного лесничества.
30. Дирекция школы и руководитель лесхоза /либо по его поручению руководитель лесничества/:
ежегодно рассматривают и утверждают учебно-производственный план работы школьного лесничества,
создают необходимые условия для работы школьного лесничества и выполнения учебно-производственного плана,
несут ответственность за организацию работы школьного лесничества, за безопасные и здоровые условия труда и организацию содержательного отдыха учащихся,
поощряет членов школьного лесничества /по представлению органов самоуправления школьного лесничества/.
31. Директор школы:
назначает педагогического работника, ответственного за работу школьного лесничества,
выделяет помещение для размещения школьного лесничества, проведения теоретических и практических занятий, организации музея /уголка/ природы, уголка профессиональной ориентации.
32. Директор лесхоза:* назначает специалиста для организации работы школьного лесничества,
выделяет и закрепляет за школьным лесничеством участок гослесфонда, представляет на него необходимые картографические материалы и таксационные описания /их копии /,
при проведении лесоустроительных работ заказывает на территории школьного лесничества картографические материалы и необходимые таксационные описания,
для проведения практических занятий в лесу и производственной практики выделяет необходимый инвентарь, оборудование и механизмы,
обеспечивает бесплатный подвоз членов школьного лесничества к месту работ и обратно при расстоянии свыше трех километров, организует их питание,
содействует обеспечению членов школьного лесничества форменной одеждой и знаками различия, удостоверением установленного образца.
33. Исходя из конкретных условий, дирекцией школы и руководством лесничества могут быть предусмотрены договором иные права и обязанности