ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГУО « Сковшинский УПКДССШ
Солигорского района»
_____________Ж.В.Дризгалович
----------2019
РАБОЧИЙ ПЛАН
ГУО « Сковшинский УПКДССШ Солигорского района»
коррекционных медико-гигиенических мероприятий, направленных на первичную профилактику развития функциональных отклонений и заболеваний у учащихся в процессе обучения на 2019/2020 учебный год
№ п/п |
Наименование мероприятий |
Ответственный за проведение |
Срок проведения |
Планируемый результат |
Отметка о выполнении |
|
|||||
1. |
Обследование учащихся в соответствии с разработанным алгоритмом комплексного медико-гигиенического исследования |
фельдшер УЗ «Солигорская ЦРБ» врач-гигиенист ГУ «Солигорский зональный ЦГиЭ» Дубовик А.В. |
Сентябрь |
Выявление приоритетных проблем, формирующих нарушения здоровья. Индивидуальные заключения и рекомендации |
Выполнено |
2. |
Размещение информации на сайте учреждения образования об основных мероприятиях по профилактике отклонений здоровья |
фельдшер УЗ «Солигорская ЦРБ» заместитель директора по учебной работе заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
Октябрь |
Повышение информированности всех участников образовательного процесса о ситуации с состоянием здоровья учащихся и факторах, его формирующих |
Выполнено |
3. |
Реализация программы производственного контроля по соблюдению санитарно-гигиенических требований при организации образовательного процесса в учреждении образования и контроль выполнения |
заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
Август |
Повышение уровня санитарно- эпидемиологического благополучия |
Выполнено |
4. |
Создание в учреждении образования психологического комфорта путем правильной организации образовательного процесса и нормализации уклада школьной жизни, культивирование доброжелательности, уважительного и справедливого отношения к учащемуся |
заместитель директора по учебно-воспитательной работе ,педагог-психолог социальный педагог |
В течение года |
Минимизация школьной тревожности у учащихся |
Выполнено |
|
|||||
5. |
Обучающий семинар по имеющемуся международному и национальному опыту здоровьесбережения |
врач-гигиенист ГУ «Солигорский зональный ЦГиЭ» Дубовик А.В. |
Декабрь |
Повышение уровня заинтересованности всех участников образовательного процесса в вопросах соблюдения санитарно-гигиенических требований. Повышение информированности всех участников образовательного процесса в вопросах здоровьесбережения |
Выполнено |
6. |
Подготовка памяток для педагогических работников по основным направлениям первичной профилактики заболеваний |
фельдшер УЗ «Солигорская ЦРБ» врач-гигиенист ГУ «Солигорский зональный ЦГиЭ» Дубовик А.В. |
В течение года |
||
7. |
Обучение педагогов вопросам здоровьесбережения на методических совещаниях и педагогических советах |
фельдшер УЗ «Солигорская ЦРБ» заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
Выполнено |
||
8. |
Выступления на родительских собраниях и педагогических советах с освещением основных вопросов сохранения здоровья детей в домашних условиях в период обучения в школе. Лекции: - «Основные ошибки в организации питания учащихся в домашних условиях и в школе»; - «Практические шаги в обеспечении нормальной осанки в школе и дома»; - «Как сберечь детские глазки: помощь в школе и дома»; - «Какую пользу приносит движение»; - «Компьютер и здоровье»; - «Пять компонентов рационального режима дня»; - другие темы в зависимости от имеющихся приоритетных проблем, касающихся сохранения здоровья учащихся |
фельдшер УЗ «Солигорская ЦРБ» заместитель директора по учебно-воспитательной работе Педагоги |
Выполнено |
||
9. |
Включение вопросов здоровьесбережения в материалы классных часов |
Классные руководители |
2 раза в месяц |
Выполнено |
|
10. |
Организация дней здоровья |
заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
1 раз в четверть |
Выполнено |
|
11. |
Обучение детей навыкам самооценки здоровья (уроки физкультуры, биологии, ОБЖ, классные часы) |
фельдшер УЗ «Солигорская ЦРБ» Педагог по физическому воспитанию |
В течение года |
Выполнено |
|
|
|||||
Оптимизация двигательного режима учащихся |
|||||
12. |
Обеспечение динамического компонента учащихся — 60 мин в течение дня |
заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
Ежедневно |
Формирование мотивации в необходимости достаточной двигательной активности. Повышение заинтересованности учащихся в увеличении двигательной активности. Формирование навыков постоянной потребности в движении |
Выполнено |
13. |
Организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе после занятий и выходные дни |
Законные представители учащихся |
Постоянно |
Выполнено |
|
14. |
Организация общешкольных танцевально-музыкальных активных перемен (флеш-моб) |
Школьный актив Педагог по физическому воспитанию |
Ежедневно |
Выполнено |
|
15. |
Проведение физкультминуток на уроках для профилактики развития статического напряжения |
Педагоги |
На каждом уроке |
Выполнено |
|
16. |
Чередование в расписании предметов с преобладанием статического и динамического компонентов |
заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
Постоянно |
Выполнено |
|
17. |
Оснащение рекреаций спортивным оборудованием для обеспечения двигательной активности учащихся |
заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
В течение года |
Выполнено |
|
Оптимизация питания учащихся |
|||||
18. |
Обучение учащихся навыкам рационального питания в домашних условиях |
фельдшер УЗ «Солигорская ЦРБ» заместитель директора по учебно-воспитательной работе Законные представители обучающихся Учащиеся |
Постоянно |
Повышение осведомленности законных представителей учащихся в вопросах организации питания в домашних условиях для повышения адаптационных возможностей учащихся и профилактики алиментарно-зависимых заболеваний |
Выполнено |
19. |
Подготовка памяток для учителей и законных представителей учащихся по вопросам рационального питания |
фельдшер УЗ «Солигорская ЦРБ» врач-гигиенист ГУ «Солигорский зональный ЦГиЭ» Дубовик А.В. |
1 раз в год |
Выполнено |
|
20. |
Проведение конкурса среди учащихся «О пользе продуктов» (презентация проектов сделанных учащимися) |
Учащиеся |
1 раз в год |
Выполнено |
|
(«болезней школьного возраста») |
|||||
Профилактика нарушений осанки |
|||||
21. |
Подбор и расстановка мебели учащимся в соответствии с ростом и рациональная организация рабочего места |
Педагоги |
Сентябрь, январь |
Формирование правильной осанки и предупреждение развития патологии позвоночника. Укрепление мышечного корсета |
Выполнено |
22. |
Рассаживание учащихся с учетом состояния здоровья: - учащихся с нарушением слуха и зрения рассаживают ближе к классной доске, с высоким ростом — в первый и третий ряды |
Педагоги |
2 раза в год |
Выполнено |
|
23. |
Предпочтительное использование ученических ранцев для переноски учебников, тетрадей, пеналов, письменных принадлежностей на спине |
Законные представители учащихся |
Постоянно |
Выполнено |
|
24. |
Подготовка информации (памятки, информация на сайте и др.) для педагогических работников и учащихся по профилактике нарушений осанки |
фельдшер УЗ «Солигорская ЦРБ» врач-гигиенист ГУ «Солигорский зональный ЦГиЭ» Дубовик А.В. |
1 раз в год |
||
25. |
Размещение в учебных помещениях ростовых линеек и обучение учащихся навыкам их использования |
Учащиеся |
Постоянно |
Выполнено |
|
26. |
Оснащение учебных помещений ученическими конторками |
Учащиеся |
Постоянно |
Выполнено |
|
27. |
Использование соляных мешочков для правильной осанки |
Учащиеся |
Постоянно |
Выполнено |
|
28. |
Обучение вопросам правильной посадки учащихся. Контроль рабочей позы учащихся с учетом вида деятельности |
Педагоги Законные представители учащихся |
Постоянно |
Выполнено |
|
29. |
Обучение законных представителей на родительском собрании правильной организации рабочего места учащегося в домашних условиях |
фельдшер УЗ «Солигорская ЦРБ» врач-гигиенист ГУ «Солигорский зональный ЦГиЭ» Дубовик А.В. |
1 раз в год |
Выполнено |
|
30. |
Расположение в учебных помещениях на 1 ступени обучения в доступном для учащихся месте плаката «Сиди правильно» |
Педагоги |
Постоянно |
Выполнено |
|
31. |
Оценка веса ученических ранцев (оптимальный вес — 10% от веса ученика) |
заместитель директора по учебно-воспитательной работе Школьный актив |
1 раз в месяц |
Выполнено |
|
32. |
Обсуждение результатов оценки веса ранцев на классном и родительском собрании |
Учащиеся |
1 раз в четверть |
Выполнено |
|
33. |
Контроль использования рациональной сменной обуви в учреждении образования: - соответствие сменной обуви учащегося форме и размеру стопы; - гибкая и не высокая подошва в обуви; - обязательное наличие каблука (не выше 10–20 мм); - наличие фиксированного задника и прочная фиксация обуви в носочной части; - оптимальный температурно-влажностный режим внутриобувного пространства и наличие стельки |
заместитель директора по учебно-воспитательной работе Школьный актив |
1 раз в неделю |
Выполнено |
|
34. |
Оздоровление учащихся с патологией костно-мышечной системы в соответствии с программой медицинской реабилитации |
Врач-ортопед детской поликлиники УЗ «Солигорская районная центральная больница» Законные представители обучающихся |
По мере выявления |
Таковых учащихся нет |
|
Профилактика нарушений зрения |
|||||
35. |
Правильный подбор очков для дали и для работы вблизи и их использование по назначению |
Врач-офтальмолог детской поликлиники УЗ «Солигорская районная центральная больница» |
По мере выявления |
Профилактика нарушений зрения. Коррекция нарушений зрения, выявленных на ранних стадиях. Повышение уровня информированности всех участников образовательного процесса в вопросах охраны зрения |
Выполнено |
36. |
Информация на сайт по гигиеническим требованиям к режиму чтения и условиям для организации зрительных работ (в т.ч. по подбору учебных изданий с учетом требований к шрифтовому оформлению в зависимости от возраста учащихся и других гигиенических показателей) |
фельдшер УЗ «Солигорская ЦРБ» врач-гигиенист ГУ «Солигорский зональный ЦГиЭ» Дубовик А.В. |
1 раз в год |
Выполнено |
|
37. |
Предпочтительный выбор парт с наклонной поверхностью |
заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
При закупке мебели |
Выполнено |
|
38. |
Контроль расстояния от глаз учащегося до стола (должно равняться длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами) |
Педагоги Законные представители обучающихся |
Постоянно |
Выполнено |
|
39. |
Коррекция зрительных внеучебных нагрузок детей и подростков (телевизор, компьютер) в домашних условиях с учетом объема учебной нагрузки |
Законные представители обучающихся |
Постоянно |
Выполнено |
|
40. |
Ограничение продолжительности просмотра телепередач в домашних условиях (не более 1 ч в день на расстоянии 3–5 м до экрана — в зависимости от размера экрана телевизора) |
Законные представители обучающихся |
Постоянно |
Выполнено |
|
41. |
Воспитание у учащихся полезной привычки — чередовать работу за компьютером с выполнением несложных упражнений, направленных на снятие утомления и профилактику близорукости; |
Педагоги |
Постоянно |
Выполнено |
|
42. |
Исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна (спазм аккомодации во время сна не проходит) |
Законные представители обучающихся |
Постоянно |
Выполнено |
|
43. |
Соблюдение режима мытья окон |
заместитель директора по учебно-воспитательной работе Технический персонал |
С наружной стороны 3-4 раза в году, с внутренней стороны - ежемесячно |
Выполнено |
|
44. |
Обучение педагогов правилам проведения физкультминуток и формирование «Копилки» физкультминуток для глаз |
Педагоги |
1 раз в полугодие |
Выполнено |
|
45. |
Обучение учащихся гимнастике для глаз |
Педагоги Учащиеся |
В течение года |
Выполнено |
|
46. |
Контроль соблюдения объема и режима учебной деятельности: непрерывная продолжительность чтения для младших школьников составляет 15–20 мин, для среднего возраста — 25–30 мин, для старших школьников — 45 мин) с соблюдением промежутков для отдыха глаз от зрительной работы |
Педагоги Законные представители обучающихся |
Постоянно |
Выполнено |
|
47. |
Подготовка памятки по профилактике нарушений зрения учащихся в домашних условиях |
фельдшер УЗ «Солигорская ЦРБ» врач-гигиенист ГУ «Солигорский зональный ЦГиЭ» Дубовик А.В. |
1 раз в год |
Выполнено |
|
Психологическая помощь детям с повышенным уровнем школьной тревожности |
|||||
48. |
Подготовка памяток для педагогов по профилактике повышенной школьной тревожности |
Педагог-психолог |
1 раз в год |
Поддержание работоспособности учащихся на оптимальном уровне. Профилактика переутомления. Профилактика школьных стрессов |
Выполнено |
49. |
Групповые занятия учащихся с психологом: - развитие коммуникативных навыков - методы психологической разрядки; - навыки снятия психоэмоционального напряжения |
Педагог-психолог |
1 раз в неделю |
Выполнено |
|
50. |
Повышение уровня грамотности педагогов в области психофизиологии детского возраста путем обеспечения методической литературой, буклетами и памятками по профилактике школьной тревожности и методам психоэмоциональной разгрузки |
Педагог-психолог |
Постоянно |
Выполнено |
|
51. |
Постепенное усложнение заданий и упражнений в организации учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся |
Педагог-психолог |
Постоянно |
Выполнено |
|
52. |
Индивидуальная работа психолога с учащимися, имеющими высокий уровень тревожности |
Педагог-психолог |
По мере необходимости |
Выполнено |
|
53. |
Беседы психолога с педагогами: - профилактика школьной тревожности - как создать для ребенка ситуацию успеха - проблемы возникновения психотравмирующих ситуаций и их решений |
Педагог-психолог |
По мере необходимости |
Выполнено |
|
54. |
Обеспечение законных представителей учащихся необходимой научно-методической литературой, памятками, буклетами по вопросам психогигиены (профилактика переутомления и формирования повышенной тревожности; методы снятия психоэмоционального напряжения, психоэмоциональной разрядки и т.д.) |
Педагог-психолог |
По мере необходимости |
Выполнено |
|
55. |
Обучение законных представителей учащихся как в группах, так и индивидуально по вопросам оказания поддержки ребенку; возможна организация групповой формы работы с законными представителями учащихся детей из групп риска — «группы поддержки». Основные тематические направления работы: - как создать для ребенка ситуацию успеха в школе и дома - как дозировать эмоциональные нагрузки - коррекция психоэмоционального состояния ребенка - навыки снятия психоэмоционального напряжения - оценка психологической обстановки в семье |
Педагог-психолог |
2 раза в год |
Выполнено |
Заместитель директора по
учебно-воспитательной работе Л.А.Гайдукова